Броненосец

Настоящий Мужской Ресурс

Введение

Принято считать, что, опубликовав в 1871 г. работу «Основания политической экономии» (Menger 1981; Менгер 2005б),Карл Менгер (1840—1921) произвел на свет австрийскуюэкономическую школу. Тем не менее главной заслугой этого автора было то, что он сумел воспринять и поддержатьтрадицию мысли, возникшую в европейском католицизме иуходящую корнями в греческую философию и, с еще большей определенностью, в прочно утвердившуюся правовую,философскую и политическую мысль классического Рима.
Действительно, в Риме классического периода обнаружили, что закон во многом образом опирается на обычай,а юридические институты (подобно экономическим, а такжеязыку) возникают в ходе длительного процесса развития ивключают огромный объем информации и знания, намногопревосходящий умственные способности любого правителя,сколь угодно мудрого и доброго. Цицерон («О Государстве»2.1—2), излагая взгляды Катона, пишет: «Наше государственное устройство лучше устройства других государств потой причине, что в последних, можно сказать, отдельныелица создавали государственный строй на основании своихзаконов и установлений, например у критян — Минос, у лакедемонян — Ликург… Напротив, наше государство созданоумом не одного, а многих людей и не в течение одной человеческой жизни, а в течение нескольких веков и на протяжении жизни нескольких поколений. Ибо, говорил Катон,никогда не было такого одаренного человека, от которого ничто не могло бы ускользнуть, и все дарования, сосредоточенныев одном человеке, не могли бы в одно и то же время проявитьсяв такой предусмотрительности, чтобы он мог обнять все стороны дела, не обладая долговременным опытом».
Как мы увидим, ядро этой фундаментальной идеи послужит основой для аргумента Людвига фон Мизеса о теоретической невозможности социалистического планирования.В Средние века эта идея была сохранена и усилена благодаряхристианскому гуманизму и томистской философии естественного права, которое мыслилось как совокупность этических принципов, неподвластных силе любого земного правительства. Пьетро ди Джовани Оливи, святой БернардинСиенский и святой Антонин Флорентийский в числе другихразрабатывали теории развития рыночной экономики и цивилизации, в которых ведущую роль играли предприимчивость и творческая способность человека (Rothbard 1995a).Это направление мысли было подхвачено, взлелеяно и получило блестящее продолжение в трудах великих теоретиковсхоластической традиции испанского золотого века, которых, несомненно, следует рассматривать как главных предшественников австрийской школы экономической теории.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Вы можете использовать такие HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>